Мысли японских воинов и китайских мудрецов  


Когда кончается день,
я ложусь спать под деревом.
На моем нелегком пути,
лежа под широкими ветвями,
цветок – мой единственный друг.

Тайра-но Таданори



Если человек хорошо владеет искусствами, можно измерить глубину его сердца и догадаться о настроениях его клана. В какой бы знатной семье ни родился человек и как бы он ни был красив собою, когда люди собирают рукописи для чтения стихов, размышляют над поэтическими рифмами или настраивают инструменты, как горько должно быть находиться среди них, составляющих рэнга, и извиняться за свою неспособность или сидеть, подперев рукой подбородок, когда все остальные играют музыку.

Самурай должен умиротворять свое сердце и смотреть вглубь других. Вот высшее из всех боевых искусств.
Несомненно, что даже самые обычные люди много раз брали в руки и читали Гэндзи моногатари и Макура соси Сэй Сёнагон. Ни одна книга не сравнится с этими в обучении поведению и выявлении человеческой души. Читая их, легко можно узнать человека с сердцем.

Сиба Ёсимаса (1350-1410)

Совершенно естественно, что Путь Воина заключается в изучении боевых искусств, но самое важное – использовать их в жизни. В конфуцианских канонах и в военных трактатах говорится, что тот, кто пренебрегает занятиями литературой, не сможет управлять.
Как Будда проповедовал самые разные законы, чтобы спасти всех живых существ, точно так же следует и каждому отдавать все свои силы Пути Воина и Ученого и никогда не отступать от него.

Имагава Рёсюн (1325-1420)

Совершенный человек должен владеть и боевыми, и мирными искусствами.




Следует усердно заниматься изучением литературы и практикой боевых искусств, включая стрельбу из лука и управление лошадьми.
«Слева – литература, справа – меч», - таково было правило древности. И то, и другое следует постигать одновременно.

Букэ сёхатто, Правила для военных домов
Правительство Бакуфу

Человек расширяет Путь, а не Путь – человека.

Благородный муж следует трем Путям: в гуманности он не знает опасения, в мудрости он не знает сомнений, в мужестве он не знает страха.

Учитель сказал: «Простая пища, чтобы есть; вода, чтобы пить, и согнутая рука вместо подушки – во всем этом определенно можно найти радость».

Я слышал, что когда человек посвящает себя Учению, он не забывает и о военных приготовлениях; а когда он занят военными делами, он не забывает об Учении.

Благородный муж ищет вещи в себе; низкий человек ищет вещи в других.
Благородный муж не имеет страха и тревог. Когда он всматривается в себя и не находит ничего досадного, какие у него могут быть тревоги, какой может быть страх?

Только имея цель можно обрести опору. Только имея опору можно обрести мир. Только получив мир можно чувствовать себя в безопасности. Только в безопасности можно действовать осторожно. Только действуя осторожно можно получить желаемое.

Тот, кто желает управлять Поднебесной, прежде должен сперва установить порядок в своей семье. Чтобы установить порядок в своей семье, следует сперва заняться самосовершенствованием.

Если в семье присутствует гуманность, во всей Поднебесной тоже будет гуманность. Если в семье присутствует вежливость, во всей Поднебесной будет царить вежливость. Но если человек жаден и порочен, вся Поднебесная будет ввергнута в смуту.

Искренность – это Путь Неба; делать искренним свои мысли – это Путь человека. Искренность без усилия выбирает правильное и обретает(понимание) без раздумий.

Конфуций

Поэтому военное правило гласит: следует полагаться не на то, что враг не пришел, а на то, что ты ждешь его; следует полагаться не на то, что враг не атакует, а на то, что ты неуязвим.

Сунь-цзы

Даже когда в Поднебесной мир, благородный муж держит меч рядом с собой.

У-цзы

Учение, это не только чтение книг, но и постижение того, что мы можем использовать в своей жизни.

Такэда Сингэн

Путь Воина – это путь совершенного человека и путь к полному раскрытию себя.


Back
Главная страница


 

Hosted by uCoz